Расчёт причальной стенки морского порта в Санкт-Петербурге

Моделирование сечения для расчёта прочности шпунта Л6-23НТ в лицевой стенке причала методом конечных элементов

Санкт-Петербург

Шишарин Александр Сергеевич
Ведущий инженер блока инженерной поддержки продаж
ООО «Евраз ТК»
+7 965 184-38-92
Aleksandr.Shisharin@evraz.com

Описание проекта

Цель работы

Оптимизировать величину металлоёмкости в ходе устройства оторочки в виде заанкеренного больверка за счёт применения более лёгкого шпунта Л6-23НТ.

В ходе капитального ремонта двух причалов предусматривается усиление существующих конструкций причала путём устройства оторочки в виде заанкеренного больверка из шпунта Л5-УМ:

  • стальной шпунт Л5-УМ из стали С345 длиной 19 м
  • анкерная тяга Ø80 мм с шагом 2 м
  • анкерная стенка сплошная из шпунта Л5-УМ из стали С345 длиной 8 м

Существующие конструкции причала

  • железобетонный шпунт сечением 50х45 длиной 17,5 м
  • анкерные тяги Ø70 мм с шагом 1,56 м
  • железобетонная анкерная плита 2,92×2,4×0,65 м с шагом 3,12 м

Район строительства

Климатический район II, подрайон IIВ по СП 131.13330. Расчётная толщина ровного льда принята равной 0,9 м.


Особенности выполнения работ

  1. Проектируемая оторочка выполняется в виде сплошного ряда шпунта Л5-УМ по ТУ 24107-008-00186269-2021 из стали С345.
  2. Проектируемая анкерная система состоит из стальных анкерных тяг сечением Ø80 мм, установленных с шагом 2 м, и анкерной стенки из сплошного ряда стального шпунта Л5-УМ.
  3. Пространство между шпунтом оторочки и существующим железобетонным шпунтом заполняется щебнем твёрдых пород.
  4. Верхнее строение (оголовок) объединяет оторочку из стального шпунта с существующим железобетонным шпунтом и выполняется в виде монолитной железобетонной конструкции из бетона B25 W8 F100.
  5. Вдоль причала в погружаемом шпунте устраиваются дренажные устройства из стального швеллера с шагом около 5 м.

Использование SiO 2D

Расчётная схема

Моделирование расчётной ситуации производилось с использованием функции импорта геометрии из dxf-формата. В файле импорта заранее были учтены проектные отметки конструкций и инженерно-геологическое напластование грунтов.


Моделирование шпунта  

В SiO 2D реализованы встроенные сортаменты профилей для шпунтовых ограждений. Данное решение упрощает задачу инженера-проектировщика и позволяет автоматически учесть необходимые жесткостные характеристики рассчитываемых конструкций.

Нагрузки

В поверочном расчёте приняты следующие основные технологические равномерно-распределённые нагрузки:

  • 3 тс/м² в прикордонной зоне «А» шириной 6,5 м на расстоянии 5,2 м от линии кордона
  • 4 тс/м² в переходной зоне «Б» шириной 6 м на расстоянии 15,7 м от линии кордона
  • 6 тс/м² в тыловой зоне «В» на расстоянии 21,7 м от линии кордона


Особенности расчёта

Расчёт сечения лицевой стенки из шпунта Л6-23НТ из стали S355GP выполняется для подтверждения гипотезы о снижении металлоёмкости несущих конструкций.

Результаты расчёта

Параметр для сравнения
Горизонтальные перемещения оторочки35 мм
Изгибающий момент в сечении оторочки136 кНм/м
Продольная сила в сечении оторочки180 кН/м

Проверка прочности сечения

Проверка прочности сечения шпунтовых стен производится в соответствии с разделом 9 СП 16.13330.2017 как для сжато-изгибаемого элемента.

σ = N / A + M / W < [σ]

где

  • N и M — величины продольной силы и изгибающего момента при наиболее неблагоприятном их сочетании
  • A — площадь поперечного сечения 1 п. м. шпунтовой стенки
  • W — момент сопротивления 1 п. м. шпунтовой стенки

[σ] = 294 000 кН/м²

σ = 180 / 0,01853 + 136 / 0,002252 = 70 104,7кН/м²

Условие прочности сечения лицевой шпунтовой стенки при заданных нагрузках обеспечена.

Сравнение металлоёмкости шпунтов


∆, тонн∆, %
Разница между исходным и рассматриваемым вариантом
−324−20

Выводы

Величина горизонтальных смещений оторочки не превышает 100 мм в соответствии с СП 381.1325800.2018. Прочность шпунта в соответствии с СП 16.13330.2017 обеспечена.

Полученные результаты расчёта и проверки деформационных и прочностных характеристик сечения подтверждают возможность применения шпунта Л6-23НТ при реконструкции причала. Использование данного сечения позволить снизить металлоёмкость материала для устройства конструкций оторочки на 20%.

CRM-форма появится здесь
Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Принять все Отказаться от всех Настроить
Cookies